29 сентября 2021, 13:02

«Нам повезло быть запертыми в самой большой стране мира»

Алексей Жирухин - топовый самарский блогер, проехавший 55 стран мира и почти всю Россию. А еще он участвует в лыжных и велосипедных марафонах. Алексей рассказал, как планировать маршруты, съездить в Норвегию на авто и как добывал золото в Амурской области.

Неизведанная Россия: как живут оленеводы и где отдохнуть в Карелии

Во время пандемии трэвел-блогерам пришлось отказаться от поездок за границу и вернуться к путешествиям по родной стране. Раньше я чередовал российские и зарубежные трипы. Думал, что изъездил всю Россию вдоль и поперёк. Но, как показали пандемийные годы, это не так. Еще полно неизведанных мест, которые могут меня удивить. Нам повезло быть запертыми в самой большой стране мира. Это не Словакия, которую можно объехать за неделю.

В этом году, например, открыл для себя новые места в Карелии. Бывал здесь и раньше, но не знал про отличное уединенное место - национальный парк «Паанаярви». Тут нет ни связи, ни электричества, зато есть озёра для рыбалки. Ещё впервые побывал на архипелаге Кузова, любовался здесь северными красотами. А в Беломорском районе на островах видел петрографы - первобытные наскальные рисунки.

В марте во время путешествия на Ямал я перенёсся в совершенно другую Россию. На вертолете летал к месту стоянки оленеводов. Там я познакомился с семьёй, которая держит 600 оленей. Зарабатывают на жизнь тем, что продают оленьи шкуры, рога. Каждые четыре дня они меняют место стоянки. Люди живут в балках. Это такие домики на санях. Внутри есть и телевизор со спутниковой тарелкой, и ноутбук. Дома перевозят, цепляя к снегоходам. Недалеко есть посёлок. Туда, конечно, могут переселиться те, кто не хочет кочевать по тундре. Но таких немного. Тундра для оленеводов - это жизнь.

Вообще, север России - это особая территория. И менталитет у людей тут другой. На юге - сломалась у тебя машина, все проезжают мимо. Тут не так. Тут можно замёрзнуть насмерть. Зимой температура на улице может опускаться до -70 градусов.
В посёлках без гостиницы тебя обязательно приютят местные. Подобная ситуация была у нас на трассе «Вилюй» по дороге в Якутию. Часть дороги - зимник (используют только зимой). Гостиниц нет, а остановиться переночевать надо. Попросились в одно из кафе. Спали на полу. Вместо подушки - мешок с картошкой. Зато тепло.

В этом же году во время майского автопутешествия Москва-Владивосток смог исполнить давнюю мечту. На космодроме Восточный увидел и потрогал ракету «Союз-2» самарского «Прогресса», эмоции зашкаливали. Для мальчика, который родился в космической столице России, ракеты и космос были всегда чем-то особенным. Через три дня смотрел трансляцию, как эта ракета выводит на орбиту британские спутники OneWeb.

Необычным оказалось путешествие в Амурскую область. Здесь я попробовал себя в роли золотодобытчика. На Соловьёвском прииске руками намывал золото. Так до сих пор делают, когда ищут новые месторождения. Технику пригоняют уже потом, когда что-то находят.

Почему в Европе скучно и куда ехать в Азии

До пандемии я много ездил по странам Европы и Азии. Вообще, путешествие по Средней Азии - не самый очевидный выбор для туриста, но я люблю этот регион. Впервые туда попал в 2016 году. Повторил в 2019-м. Оба раза проехал Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, Казахстан. Первое путешествие готовил месяц. С интернетом тогда было туго, а нужно было попасть в расписание общественного транспорта, которое на туристов явно не рассчитано. Например, автобус до нужного города мог ходить раз в неделю. А до некоторых мест приходилось добираться вообще на перекладных. Но это того стоило. Такой природы, как в Средней Азии, нет нигде. Здесь своя атмосфера. Запомнились глухие аулы на самой высокогорной дороге бывшего СССР - Памирском тракте, а еще потрясающе вкусный узбекский плов.

Если по Средней Азии я ездил на общественном транспорте, то в Норвегию отправился на машине с друзьями. И это было правильным решением. Страна создана для автопутешествий. В самых живописных местах стоят бесплатные кэмпинги для автомобилистов с обеденными зонами и туалетом. Платишь только за душ. Если останавливаешься в хостеле, нужно быть готовым отдать за койко-место до 7 000 рублей.

Еду везли из Самары. По дороге покупали только хлеб и сосиски, потому что полноценно питаться в Норвегии - дорогое удовольствие. Один раз поесть стоит 3 000 рублей. 

Покатались по Норвегии, побывали на Лофотенских островах, в самом красивом городе - Олесунн, добрались до самой северной точки Европы - мыса Нордкап. Обратно возвращались через Швецию и настолько привыкли к норвежской красоте, что местные пейзажи уже не впечатляли.

Европа вообще уже не моя история. Она становится для меня скучной. Здесь есть инфраструктура, но все меньше аутентичных для путешественника мест. Её было интересно изучать в начале моего блогерского пути. Например, в 2013 году мы с подругой ездили в Евротур. У нас была задача - добраться до Испании за три недели своим ходом: на маршрутках, поездах, автобусах. Единственное, купили билеты на самолёт, чтобы потом вернуться в Россию. 

Мы проехали через многие европейские страны. Гостиницы искали «вручную». Бегали от одной к другой и спрашивали цены. Там же брали бесплатные карты с достопримечательностями. 

В то путешествие вместо роскошного Монте-Карло в Монако оказались в глухой деревне с таким же названием в Италии. До Испании в итоге добрались вовремя. Обо всем, что случалось в дороге, рассказывали во «ВКонтакте». 

Про преимущества блогерства и составление маршрутов

История с Евротуром - первый опыт моего блогерства. До этого я просто ездил по интересным местам и выкладывал фото в стиле «я на фоне достопримечательности». Когда приезжал, встречался с друзьями и рассказывал им о путешествиях. Спустя несколько лет я понял, что можно завести блог. Сначала начал регулярно писать в Живой Журнал. Первые посты вспоминать страшно. Это непричёсанный текст, фотографии плохого качества. Как только заставил писать себя каждый день и начал снимать на профессиональный фотоаппарат, стал популярнее. Перешёл на другие площадки. Сейчас у моих постов миллионные охваты. 

Как у блогера, у меня есть преимущества перед остальными туристами. Можно попасть в те места, которые для обычных путешественников закрыты. Например, на тот же космодром Восточный без специального приглашения не приехать. А ещё большая аудитория подписчиков часто подсказывает неизвестные мне места, которые можно посетить. Их я отмечаю в приложении Maps.me. На карту попадают и красоты, увиденные в фильмах или соцсетях. Когда в одном месте скапливается много достопримечательностей, понимаю - туда надо ехать. 

На меня, как на блогера, обращают внимание представители власти. Во Владивостоке я встречался с губернатором Забайкальского края Александром Осиповым, полномочным представителем Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым и министром РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексеем Чекунковым. Всё вышло случайно. Представители власти узнали, что в городе находятся известные трэвел-блогеры, и пригласили нас поговорить о туризме, высказать мнения. На встрече нам рассказали о том, как планируют развивать регион, привлекать сюда гостей. Например, планируют построить канатную дорогу из Благовещенска в китайский город Хэйхэ.

Про красоты Самарской области и мечты о лыжных трассах 

Отдельная история в моей жизни - родная Самарская область. В Самаре я отдыхаю в перерывах между путешествиями. Могу просто валяться дома, а потом, когда станет скучно, собраться и поехать на шашлыки. У нас для этого все условия: захотелось на природу, и через час ты уже сидишь у речки. Люблю отдыхать с палатками. В этом году открыл для себя поселок Ягодное у Тольятти, Подвальские террасы. В Подвалье, кстати, как и в Рачейских альпах под Сызранью, открыли глэмпинг. Это хорошая история для туризма. Доказательство: люди туда едут, ведь виды в этих местах потрясающие.

Люблю ещё красоты Самарской Луки. Иногда катаюсь по ней на велосипеде. А могу просто колесить по Самаре. Часто доезжаю по Красноглинскому шоссе до Сокольих гор и поднимаюсь наверх, откуда открывается прекрасный вид на излучину Волги.

Зимой катаюсь на лыжах, в основном на «Чайке». Я - призер чемпионата России по лыжным гонкам среди любителей. Принимал участие в создании проекта лыжероллерной трассы на «Чайке». Это серьёзный шаг вперед в развитии лыжного спорта. Любителей становится всё больше, и они не умещаются на одной базе. В выходные на лыжне «пробка». Мне, как жителю центра Самары, хотелось бы иметь лыжню в городе. Можно было бы проложить трассу в Струковском саду - здесь подходящий рельеф. В Загородном парке получился бы отличный маршрут. Для этого всего-то и нужно раз в два дня прокатывать лыжню. В Норвегии, например, в каждой деревне на 1 000 человек есть свой стадион. Зимними вечерами вместо того, чтобы смотреть телевизор, люди выходят на улицу и катаются на лыжах.

Фото: Ирина Бойкина, Алексей Жирухин

Комментарии ()

    Рекомендуемое

    Как отбирают в космонавты
    31 мая 2021, 20:37
    Как отбирают в космонавты

    Александру Кудрявцеву 28 лет, и он из Самары. Прошлым летом он проходил отбор в отряд космонавтов в Звёздном городке. Саша рассказал, как это было, и зачем ему это нужно.

    Парапланерист Роман Козвонин: «С закатами на Волге не сравнятся даже Эмираты»
    31 мая 2021, 20:48
    Парапланерист Роман Козвонин: «С закатами на Волге не сравнятся даже Эмираты»

    Он - один из немногих, кто периодически смотрит на Самарскую область с высоты. Роман Козвонин - парапланерист, который не только сам любуется красивыми видами, но и делится их фотографиями в интернете. Из его истории вы узнаете о самых живописных местах, цене параплана, и почему не стоит летать над коровами.

    Заводящий фан-сектора «Крыльев Советов»: «В перерыве мы просто перешагнули через ограждение и пошли набивать мяч с игроками»
    08 сентября 2021, 12:29
    Заводящий фан-сектора «Крыльев Советов»: «В перерыве мы просто перешагнули через ограждение и пошли набивать мяч с игроками»

    Мы встретились с одним из лидеров фанатов «Крыльев Советов» Дмитрием Мартыновым на самарской арене и поговорили о ностальгии по «Металлургу», весёлых поездках по России и лучших местах Самары и области.

    Изобретатель из посёлка Заливной: «Трактор за сотку бы я продал, но никто не возьмёт. За 50 не отдам»
    21 октября 2021, 14:20
    Изобретатель из посёлка Заливной: «Трактор за сотку бы я продал, но никто не возьмёт. За 50 не отдам»

    В гараже Евгения Таркина мини-трактор Forza-13 и трицикл «Мустанг» собственного производства. Что общего у машины и советского холодильника, как пошутить и случайно заработать 100 рублей, сколько стоит самодельная техника. Об этом - в нашей очередной истории.